0
0

Как настроить амортизационную вилку

Как настроить амортизационную вилку

Велосипедная вилка – деталь, удерживающая переднее колесо. Узел передает повороты руля для управления транспортным средством. Первые вилки были устроены просто, что означало высокую надежность и прочность, но и имело свои недостатки- они не были способны обеспечить комфорт в езде.

Сейчас повсеместно используются амортизационные вилки они позволяют сделать езду более комфортной, делают велосипед более управляемым.

Для длительного срока службы такой конструкции требуется надлежащая настройка и обслуживание.

Какова конструкция амортизационных вилок?

Амортизационные вилки имеют достаточно простую конструкцию - труба меньшего диаметра входит в трубу большего диаметра, внутри которой и находится сам амортизатор. На стыке труб располагаются манжеты, которые предотвращают загрязнение внутри вилки. Также на вилках предполагаются крепежи для тормозов, разъёмы для крепежа оси, корона для соединения рулевой трубы байка.

К основным разновидностям вилок относят:

1. Пружинные и пружинно-эластомерные.

Это наиболее бюджетные варианты. Ездоку придется мириться с минимальным комфортом,но зато можно не переживать об уходе – при незначительных нагрузках подобные вилки служат годами, а в обслуживании неприхотливы. Это идеальный вариант для новичка или велосипедиста-любителя.

Пружинно-эластомерная вилка отличается от пружинной тем, что у отдельных модификаций такого типа уже есть минимальные настройки. Обычно это регулировка предварительной нагрузки и блокировка.

2. Воздушные вилки .

Амортизирующим элементом выступает воздух. Это легкая конструкция, однако экстремальное катание приводит к повреждению манжет или снижению их плотности. Уязвимое место - сальники, которые приходится менять достаточно часто.

3. Воздушно-масляные вилки.

В качестве пружины в такой конструкции выступает воздух, а масляный картридж дополнительно гасит удар. Это долговечная модификация, неуязвимая к перепадам температур.

4. Масляно-пружинные вилки .

Самые дорогие, но и самые прочные вилки,  выдерживающие любые нагрузки. Весят ощутимо тяжелее, зато удобно настраиваются и долго служат.

Для комфортной езды по любым поверхностям вам следует настроить вилку перед началом ее эксплуатации. Конечно это касается только вилок среднего и высокого ценового сегмента. Пружинные и пружинно-эластомерные вилки используются с заводскими предустановками.

Настройка вилки

Выделяют шесть основных настроек вилки:

1. Предварительная нагрузка (preload)

Регулировка, которая есть во многих велосипедных амортизационных вилках и находится в верхней части ног. Она определяет сэг — проседание вилки или амортизатора под весом райдера при статичном нахождении в седле (или в ездовой позиции стоя на педалях) относительно ненагруженного велосипеда. Для этого райдер садится на байк в полном снаряжении и проверяет, насколько просела вилка. Оптимальное положение - 20-30 процентов от хода подвески. Чем больше Preload, тем мягче работа амортизатора. 

2. Отскок (rebound) 

Производится только после установки сэга. Определяет скорость возвращения вилки в базовое состояние после сжатия. Важная характеристика работы вилки, показывающая возможности ее настройки под различные покрытия и стили катания. Чтобы настроить отскок, выставьте его в самое быстрое положение и постепенно замедляйте, пока вилка не прекратит издавать звук в самом конце разжатия. При первой настройке для подстраховки замедлите отскок еще на пару-тройку щелчков после того, как пропадет стук. 

3. Скорость сжатия (compression)

Регулировка, отвечающая за скорость сжатия вилки под воздействием ударов от поверхности.

Различают высокоскоростное и низкоскоростное сжатие:

  • Низкоскоростное сжатие (Low speed compression) – наиболее важная и часто встречающаяся регулировка скорости сжатия. Позволяет точно настраивать чувствительность вилки при обработке мелких неровностей трассы, минимизировать раскачку при педалировании, клевки при торможении, перераспределении веса в поворотах и т.п. Чтобы повысить контроль на поворотах и снизить амплитуду раскачки, закройте низкоскоростную компрессию и открывайте ее только при появлении заметных вибраций руля.

  • Высокоскоростное сжатие (High speed compression) отвечает за настройку работы вилки на больших неровностях, при высоких скоростях перемещения штока вилки (например, при приземлении с трамплинов). 

4. Регулировка длины хода вилки

В простейшем варианте представляет собой механическую блокировку вилки и встречается даже на бюджетных моделях. Более продвинутые конструкции имеют возможность плавного или ступенчатого изменения хода. 

5. Пружина сжатия (positive spring)

В простейших вилках регулировка пружины, работающей на сжатие, располагается в верхней части ноги вилки (пластиковые «барашки» на одной или обеих сторонах ног вилки). На пружинных вилках средне-высокого ценового диапазона существенного изменения жесткости пружины можно достичь только заменой самой пружины.

6. Пружина отбоя (negative spring)

Определяет начальные параметры хода вилки, позволяя регулировать базовые параметры реакции вилки на небольшие неровности. Наиболее просто и эффективно пружина, работающая на отбой, регулируется на вилках с воздушной негативной камерой.

На недорогих вилках со стальными пружинами в качестве негативной пружины могут выступать обычные стальные пружинки, резиновые вкладыши или даже совсем ничего (в самом бюджетном варианте). В последнем случае разжатие вилки заканчивается ощутимым ударом.

В зависимости от типа вилки, её установка также может потребовать торцевания под крепления дисковых тормозов, смазки посадочных мест. Поэтому, безусловно, подбор, установку и настройку вилки лучше доверить профессионалам.